Хилова Светлана Валерьевна,воспитатель
Конспект занятия по развитию речи с использованием игровых развивающих технологий в старшей группе «Истории об игрушках».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической. Задачи: 1.развивать связную речь; 2.формировать умение по схеме рассказывать об игрушке; 3.развивать умение придумывать свои концовки к сказкам. 4.побуждать составлять по образцу сложноподчинённые предложения; 5.закреплять правильное отчётливое произношение звуков, слов с различной силой голоса и в различном темпе; 6. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Формирование словаря; 7.помагать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом; 8.побуждать детей работать в паре; 9.воспитывать бережное отношение к игрушкам и доброжелательное отношение друг к другу. Методические приемы: Сюрпризный момент, словесная игра «Эхо», «Закончи предложение», «Забывчивый покупатель», вопросы к детям, напоминание, работа в паре. Материалы. Игрушки (мяч, кукла, машина, самолёт, котёнок), схема для составления рассказа, микрофон, карточки для работы в паре «Игрушка -схема», картинка для придумывания конца сказки и картинки подсказки: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги, мольберт. Оборудование: Магнитофон, аудиозапись для физминутки, аудиозапись от лица куклы, песня «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского), ноутбук. Используемая литература: 1. «Комплексные занятия» по программе от рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Автор – составитель З.А. Ефанова Волгоград 2016г. 2. Сохин Ф., Ушакова О. «Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе» 3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Ход ОД: Обращаю внимание на осанку детей. Вооспитатель: - Ребята, представьте себе, что в нашу группу пришёл новый ребёнок, он никогда не был в детском саду и не знает как нужно играть. Что бы вы ему рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках? Выслушиваю ответы детей даю им оценку. Отмечаю умение использовать вежливые слова, понятно объяснять. Воспитатель: - С какими игрушками вы любите играть? (ответы детей) Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Есть игрушки у Андрюшки Вот забавная лягушка Мишка, зайчик и машинка, Ну, а кукла – для Ирины. (Дети поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого) Воспитатель: - Посмотрите, как много игрушек в нашей группе. Какие они все разные! Воспитатель: - Подумайте, о какой игрушке я загадаю загадку: “Кинешь в речку – не тонет, бьёшь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать” (мяч). - Какими словами говорится в загадке про мяч? (кинешь, бьёшь, кидать, летать) - Что можно делать с мячом? (играть, катать, бросать, подкидывать). - Что это значит? - Слушайте ещё одну загадку: Дочка, а не плачет, Спать уложишь – будет спать, День, и два, и даже – пять! (Кукла) - А как можно играть с куклой? (ответы детей) · Что можно с ней делать? (одевать, гулять, кормить, купать, укладывать спать и т д) Предлагаю рассмотреть её, спрашиваю, кто из детей хочет рассказать об этой игрушке: “Какая она? Как можно играть с ней?” (схема) «Описание частей игрушки» Показываю игрушку (кошка), указывая на отдельные части, прошу детей назвать их, затем описываю детали игрушки, дети должны назвать её, например: «У игрушки есть мотор, кабина, два крыла, иллюминаторы, хвост». (Самолёт). (2-3 раза) «Составление предложений» Я начинаю предложение, а дети заканчивают, используя слов «потому что» - Машина без колеса, потому что… - Мишка грязный, потому что… - Мама купила Оле новую куклу, потому что… - Игрушки валяются на полу, потому что… Речевая игра “Эхо” Я произношу звук или слово, а ребёнок на которого я укажу , или все вместе должны повторить точно так же, только чуть-чуть потише, как настоящее эхо. (использую разную интонацию, силу голоса и темп) Воспитатель: - А теперь расскажите о своей любимой игрушке, которая осталась дома. Надо рассказать о ней так, чтобы другие дети, которые не видели вашу игрушку, поняли, как она выглядит, почему именно она ваша любимая, как с ней можно играть. (Если дети испытывают затруднения, я предлагаю составить совместное описание игрушки: «А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка. Догадайтесь, кто это? (схема) Она серого цвета, овальной формы, маленькая по размеру, пушистая, она пищит «пи-пи-пи», её можно водить на верёвочке, прятать в сумку или в карман». Свою игрушку я всегда называю ласковыми именами. Какими? (мышка, мышонок). Выслушиваем 3 рассказа - описания. Игра «Забывчивый покупатель» А сейчас, давайте поиграем в игру «Забывчивый покупатель». Я буду покупатель, а кто первый отгадает мою покупку, будет следующим забывчивым покупателем. На витрине-столе разложены игрушки (или картинки с игрушками). «Покупатель говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить и описывает предмет: цвет, форму, какой он на ощупь, что с ним можно делать. (2-3 раза) А сейчас, вам нужно разделиться на пары, и выполнить следующее задание. К картинкам игрушкам надо подобрать соответствующую карточку с её описанием. (схема). (цвет, форма, качество) А хотите мы с вами немного пофантазируем, и превратимся в великих сказочников. Только мы свои сказки будем записывать не на бумаге, а будем записывать на магнитофон через микрофон. А я буду корреспондентом и буду создавать новую книгу необычных и увлекательных историй. Хотите попробовать. Тогда слушайте. Экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…» Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок. У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у». Тогда… (дети сочиняют используя картинки подсказки) СКАЗКИ О ЛЮБИМЫХ ИГРУШКАХ Многие дети думают, что жители города Игр самый веселый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушайте, что рассказала кукла Катя: (включается аудиозапись) «Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом меня положили в большую-большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и большие, старые и новые. Они и рассказали, что у их хозяйки много игрушек, и каждый раз ей покупают новые». И тут вдруг кукла Катя заплакала: «Может быть, она никогда нс будет со мной играть? Я, наверное, умру от скуки. Что же теперь делать?»… Поможем Кате? Что вы можете её посоветовать, предложить? В: - Что значит быть добрым? - Кого называют жадным? - У вас друзья добрые или жадные? - С каким человеком интересно играть? Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботится друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек. 24 марта 2021 в 08:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.