Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы педагоги решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Пятый год жизни - это период интенсивного роста и развития организма ребёнка. В поведении и деятельности этих детей замечаем ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии.
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.
Условно все детские игры, которые используют в работе с детьми среднего дошкольного возраста, можно разделить на несколько групп группы:
1.сюжетно-ролевые, творческие игры.
2.игры с правилами и готовым содержанием.
3.игры – эксперименты
Сюжетно - ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные и режиссёрские игры;
д) игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся:
а) дидактические игры (с предметами и игрушками,словесные),настольно - печатные, музыкально-дидактические.
Игры – эксперименты включают в себя:
а) игры с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом).
В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы (на героическую, трудовую, историческую тематику). В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками).
Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 - 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В соответствии с замыслом сюжета формируют умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа - сын, продавец - покупатель - кассир, врач - больной - аптекарь и так далее. Активно развивается ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Дети учатся использовать различные предметы - заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик - чик, это чек», «Один, два - ваша сдача»). Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.
Сюжетно-ролевую игру в группе проводят в вечерние часы, воспитатель обустраивает вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отведено для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна в пятницу, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
В обстановке совместных игр своим примером, воспитатель, показывает детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, воспитатель побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.
К средней группе параллельно с сюжетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра. Это индивидуальная игра, в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев), и удовлетворяет свою потребность быть организатором, распорядителем игры Воспитанные в режиссерской игре положительные качества ребенок переносит в коллективную игру. Содержанием режиссёрских игр моих детей служат впечатления от просмотренных или прослушанных сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?» и других), мультфильмов («Маша и медведь», «Чебурашка», «Три поросёнка»). В таких играх ребёнок, действуя игрушками, озвучивает героев и комментирует сюжет. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания. Поэтому задача воспитателя – показать детям образец речи, помочь построить диалог.
Интерес к театрально - игровой деятельности проявляется у моих детей в совместном с воспитателем участии в играх - драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Теремок» и других), импровизациях, обыгрывании этюдов («Маме улыбаемся», «Заводные игрушки» и других). С помощью мимики, жестов, движений я учу детей передавать разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед - какая большая выросла репка!); использовать выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся хитрая лиса и другое).
В группе есть много разновидностей театрализованных игр: настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, фланелеграф, театр - бибабо , театр масок, игрушки - самоделки.
Театрализованную игру использую в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов, стимулируют дальнейшее интеллектуальное развитие. Дети участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и так далее - «Что из чего сделано», «Найди нужную фигуру»), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь), устанавливают отношения «часть - целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и так далее), составляют целое изображение из 6 – 8 частей («Составь картинку», «Пазлы»), учатся элементарному планированию, реализации воображаемых образов (игры «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Пазлы»), сравнивают предметы («Разложи по порядку», «Палочки Кюизинера»).
Воспитатель учит детей принимать поставленную игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры; достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Особое место занимают игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому), то есть продумать процесс подготовки и проведения, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.
Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Интерес к действию - основной фактор, который захватывает детей. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям.
Для большей пользы, не нужно сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия.
В средней группе впервые проводятся эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4 - 5 лет есть куклы разных размеров, разных профессий (врач), наборы мебели, посуды, одежды, аксессуаров (бусы, очки, заколочки),разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений предоставляем в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Это позволяет воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.
Для игр – экспериментов оборудован Центр экспериментально – исследовательской деятельности.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, они редко играют с детьми. По анкетам на вопрос «В какие игры ваш ребёнок предпочитает играть дома?», родители отвечают, что их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Поэтому, одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, выступает задача: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.
В планировании работы с родителями нашли отражение такие формы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», распространение памяток и рекомендаций, библиотечка. Мы организуем беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми.
Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Их вниманию предлагаю картотеку игр, которые можно провести в домашних условиях. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»
Приобретённый детьми 4 - 5лет игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Так как игра - средство обучения, поэтому, своими действиями, эмоциональным общением с детьми я вовлекаю малышей в совместную деятельность, делаю ее важнейшей, значимой для них.